…кие трудности в преодолении горя?

•          Не стало ли кому-то труднее делать привычную работу?

•          Не приходит ли кому-то в голову, что он сошел с ума?

 

Перечисленные симптомы горя обнаружатся у всех (или почти у всех). Это называется фрагментарной амнезией - вполне нормальное явление в первые 3-6 месяцев после тяжелой утраты. У кого срок переживания горя дольше, вспомнят, что с ними было так же.

Я разговаривал с людьми, которые понесли утрату пять лет назад и ни с кем не говорили о симптомах фрагментарной амнезии. Даже простой разговор на эту тему и осознание, что у других было так же, снимает гнетущую тяжесть с плеч.

Такой обмен мнениями влечет за собой очень важное следствие - возникновение связи между вдовами и разведенными. Часто в группе между ними несколько натянутые отношения.

Упражнения вроде рассмотренных выше помогают снять напряженность, поскольку выявляется, что реакция на утрату одинакова у тех и других.

Если время позволяет, после разговора о забывчивости предложите группе поговорить о других трудностях, которые у них возникают в отношениях с остальными людьми. Эта тема тоже сближает.

Пусть группа просмотрит главу 14, где говорится об отношениях с теми, кто не испытал горечь утраты.

Домашнее задание на неделю: написать в журнале свое мнение о прощении.

•          Кого вам надо простить за то, что он не проявил отзывчивости к вашему горю?

•          Обвиняете ли вы кого-то в своей утрате?

•          Нужно ли вам простить за что-то себя? Разговором о прощении откроется следующее занятие группы.

В заключение возьмитесь за руки и выразите чувство единения, которое появилось у вас за прошедшие шесть недель.

 

Занятие 8

Откройте занятие ответами на вопросы:

•          Кто за эту неделю был для меня важнейшим человеком?

•          Что этот человек для меня сделал?

После разговора на эту тему спросите, у кого из участников группы имеются трудности с засыпанием или пробуждением. (В этот период жизни у членов группы уже могут возникнуть проблемы со сном.)

Пусть присутствующие поговорят об этом. Вы обнаружите большое разнообразие в ответах.

У одних нет проблем ни со сном, ни с чувством усталости, у других есть то и другое. Для участников собрания огромную ценность представляет возможность услышать о переживаниях других людей.

Самое время напомнить информацию о питании из приложения 2. То, что человек ест и пьет, влияет на его силы днем и отдых ночью.

Расскажите историю Хэйзел.

 

Хэйзвл не могла спать после развода; вдобавок она упала и вывихнула ногу. Она становилась все более раздражительной, плохо справлялась с работой и теряла в весе. Нога продолжала болеть.

Хэйзел пошла к врачу, чтобы выяснить, что происходит с ее душевным состоянием. Врач несколько минут выслушивал жалобы пациентки, а затем спросил, что она делает по вечерам и что ест и пьет после ужина, который обычно у нее бывает в 6 часов.

Хэйзел рассказала, что по вечерам у нее нарастает беспокойство. Сначала это была простая нервозность, но после того как пару раз ей не удавалось ночью заснуть, она забеспокоилась. Чтобы отвлечься, она разгадывает кроссворды. Это продолжается часов до 9. В это время она пьет горячий шоколад с печеньем.

Сама того не понимая, Хэйзел, пытаясь стимулировать мозг для решения кроссвордов, стимулировала тело сахаром и кофеином. Неудивительно, что после этого она часами не могла уснуть.

Врач предложил ей заменить шоколад травяным чаем, печенье - сырыми овощами или просто съесть овсяную кашу с теплым молоком. Он сказал, что книжка стихов или альбом с фотографиями будет лучше, чем разгадывание кроссвордов.

Уже на третью ночь у Хэйзел наладился сон. Она сходила к диетологу, проконсультировалась по поводу витаминных добавок. Вскоре и нога перестала болеть.

Направьте общий разговор в русло обсуждения рассказа о Хэйзел, пусть присутствующие расскажут о своем опыте.

На дом дайте задание завести календарь на неделю. Каждый день нужно разделить на три части - утро, день, вечер - и записывать, что собираетесь делать на следующий день в указанное время.

Ночные часы после обычного времени отхода ко сну нужно разбить на получасовые интервалы и расписать занятия на все получасовые интервалы на тот случай, если вы не заснете или проснетесь среди ночи.

Я предлагаю задавать  себе полезные дела, которые не хочется делать.

Нужно составлять график каждый день и как можно точнее выполнять его. Объявите, что в начале девятого занятия будут обсуждаться календари всех участников.

Закрывайте урок так, как членам группы больше всего нравится.

 

Занятие 9

Первым делом пусть все расскажут, как ведут календарь. Дайте время каждому поделиться своими успехами и неудачами. Заверьте, что все идет нормально, что все могут продолжать это упражнение столько, сколько хотят.

Раздайте листы линованной бумаги и продиктуйте следующий текст (все должны писать под диктовку):

"Грусть, которую я испытываю - мой орден. Я с гордостью ношу его как знак разбитой жизни. Проявление горя означает важность _________ (каждый пишет имя утраты) для меня.

Я хочу прочувствовать всю боль моего горя как последнюю дань моей любви. Я пройду это переживание. Я не убегу от него.

С уважением (подпись)"

Перед тем как подписаться, пусть все поговорят об этом документе. В каком смысле они понимают горе как орден? Что они думают о составлении такого документа?

Некоторым захочется внести какие-то изменения - пожалуйста.

Когда все подпишут свои заявления, начните приклеивать их скотчем на стену - по одному, и по мере того как чье-то заявление вывешивается, автор пусть зачитывает его вслух, вместе с изменениями, если они есть.

Домашнее задание на следующую неделю - приступить к переписке с горем. Полное описание этого упражнения вы найдете в конце главы 14.

Потом участники снимают свои листочки со стены и складывают их в общую папку. Взявшись за руки, произносят краткую молитву или другое утверждение, соответствующее сегодняшнему занятию.

 

Занятие 10

Начиная занятие, дайте возможность поговорить о событиях недели.

Попросите собравшихся рассказать, как они отнеслись к переписке с горем. Те, кто принес письма с собой, если хотят, могут прочесть их вслух.

Важно поддержать тех, кто не смог выполнить задание. Обязательно найдется несколько человек, кто не в силах этого сделать. Если вы будете уделять внимание чувствам каждого, может последовать ценная дискуссия, независимо от того, написаны письма или нет.

Говорите о том, что человек чувствовал, когда писал письмо или когда понимал, что не в состоянии написать его.

Когда все выскажутся, отложите в сторону все, что держали в руках: последует упражнение на расслабление, как награда за перенесенный труд.

Каждый должен принять удобную позу - ноги на полу, руки на .коленях, глаза закрыты.

Прочтите вслух упражнение в конце главы 15, озаглавленное "Установить мир с горем". Говорить надо спокойно, ласково, но внятно. Если вам неудобно читать монолог, заранее попросите кого-нибудь начитать его на кассету и включите запись.

Когда упражнение закончится, поговорите о том, как каждый его переживал.

Помните, что не бывает правильной или неправильной   реакции - любая   отражает личность человека и стадию его горя.

В качестве домашнего задания попросите группу завести дневник ежедневного приема пищи, руководствуясь приложением 2, и принести его на следующее занятие.

Закрывайте собрание самым приемлемым для группы образом.

 

Занятие 11

Вначале скажите, что вам остается всего одно занятие. Предложите собравшимся поговорить о таких проявлениях горя, которые сейчас для них особенно важны. Что каждый хочет сказать другим до того, как они разойдутся?

Вы как лидер всегда должны быть готовы встретиться с любыми проявлениями утрат, от первого до последнего собрания. Об этих проявлениях тоже надо без колебаний разговаривать.

Привлеките внимание группы к материалам приложения 2, где говорится о роли питания в восстановлении после горя. Попросите каждого обсудить свой дневник питания за истекшую неделю. Все ли вели дневник? Если нет, то почему? Если вели, что они поняли о связи питания и восстановления после утраты?

Хорошо было бы пригласить на это занятие специалиста по питанию.

Потом поговорите о важности физической нагрузки. Даже 45-минутная прогулка быстрым шагом поднимает настроение и уменьшает депрессию. Уговорите всех пройти медицинское обследование, если они этого еще не сделали после утраты. Особенно важно это для тех, у кого прошло 4-6 месяцев после утраты.

Физкультурой нужно заниматься после совета с врачом.

Закрывайте занятие привычным ритуалом.

 

Занятие 12

Заранее приготовьте особые освежающие напитки для закрытия последнего собрания. Дайте присутствующим время на общение перед расставанием.

Напомните, что сегодня ваша последняя встреча. Попросите всех поделиться мнениями, что они получили от этих занятий и как относятся к их окончанию.

Чаще всего находятся желающие продолжать занятие. Вам нужно заранее решить, будете ли вы дальше руководителем группы или ее членом. В любом случае нужно сделать перерыв не меньше недели..

Еще один вопрос потребует решения в этот день - принимать ли в группу новых членов. Помните, что новички еще не выполняли тех упражнений, что "ветераны".

Я думаю, в тех случаях, когда нет опытного руководителя, лучше всего распустить группу и начать новый набор или сделать две группы - начинающих и продолжающих.

Важно никого не принуждать к продолжению занятий.

После того как все высказались на данную тему, предложите группе сделать упражнение "Лучший друг - злейший враг" из главы 16. Поделитесь результатами.

Закройте цикл занятий и весь цикл упражнением, приведенным в конце главы 17.

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz