…дарный порядок выполнения. На каждое упражнение отводится два дня в неделе. Последовательность порядка выполнения необязательна, но лучше будет, если вы первые два дня будете выполнять упражнение 2.1, затем упражнение 2.2, после чего упражнение 2.3. Упражнения считаются выполненными, когда вы легко с помощью любого вида подстройки можете установить раппорт с субъектом. Урок 3 Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. Сенсорная репрезентативная система или модальность. Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тон голоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. А что такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же каждому из нас хорошо знакомо, что представляет наше собственное мышление. Один полезный способ думать о мышлении заключается в том, чтобы думать, что мы используем наши органы чувств внутренним способом. Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутр и себя. Мы вновь переживаем информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет. Можете л и вы, например, вспомнить, куда вы ездили в свой последний отпуск? Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в вашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения. Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно так же, как и мы. Один способ, которым мы думаем, заключается в сознательном или бессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов, которые мы переживали. Посредством языка мы можем даже создать разнообразие сенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности. Прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько вы с удобством можете это сделать. «Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздается резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью. Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса. Продолжая прогулку, вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самых любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту в предвкушении». Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все эти переживания в своей голове, используя свои органы чувств внутренним способом, чтобы репрезентировать данные переживания, которые были вызваны в вашем воображении с помощью слов. Возможно, вы создали эту сцену достаточно отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили особенные переживания, связанные с этой прогулкой. Если же с вами никогда это не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из других похожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач, фильмов, книг или других источников. Ваше переживание было сочетанием вос поминаний и воображения. Большая часть нашего мышле ния обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений. Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть намерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему. Представьте себе на мгновение, что вы едите самый кислый лимон. Фрукт может быть воображаемым, а вот слюноотделение — нет. Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним способом, чтобы «репрезентировать» (перепредставлять) переживания самим себе. В гипнозе те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, — картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы, известны как репрезентативные системы. Визуальная система, часто обозначаемая буквой В. может использоваться внешним способом (е, от английского external), когда мы разглядываем внешний мир (B e), или внутренним способом (i, от английского internal), когда мы визуализируем ( Bi ). Точно так же аудиальная система (А) может подразделяться на прослушивание внешних звуков (A e) или внутренних звуков (А i ). Ощущения относят к кинестетической системе (К). Внешняя кинестетика (Ke) включает тактильные ощущения: прикосновения, температуру, влажность. Внутренняя кинестетика (К i ) включает вспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущения баланса и осознание состояния тела, известные как проприоцептивные ощущения, которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не имея их, мы не смогли бы контролировать положение своего тела в пространстве с закрытыми глазами. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущения вкуса, вкусовая система (Вк), и запаха, обонятельная система (О), не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними Репрезентативные системы Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени, и мы имеем склонность отдавать предпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления. Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой. Чем больше человек поглощен своим внутренним ми ром картин, звуков и ощущений, тем меньше он будет знать о том, что происходит вокруг него, как один знаменитый шахматист на международном т урнире, который так углубился в позицию, которую он видел своим внутренним взором, что, съел два полных обеда за один вечер. Он совершенно за был, что ел первый раз. «Потерявшийся в мыслях» — это очень удачное описание. Люди, переживающие сильные внутрен ние эмоции, также оказываются менее чувствительными к внешней боли. Наше поведение возникает из смеси внутренних и внеш них сенсорных переживаний. В любой момент времени наше внимание сосредоточивается на различных частях нашего опы та. В то время как вы читаете эту книгу, вы фиксируете свое внимание на странице текста и, вероятно, не осознаете ощущения в своей левой ноге… до тех пор, пока я не упомянул об этом… В то время, когда я печатаю этот текст, я большей частью осознаю свой внутренний диалог, подстраивающийся под мою (весьма низкую) скорость печати на компьютере. Я отвлекусь, если обращу внимание на внешние звуки. Будучи не слишком искушенным, в деле печатания на компьютере, я смотрю на клавиши и ощущаю их под своими пальцами, так что мои визуальный и кинестетический каналы используются внешним образом. Это изменится, если я остановлюсь, чтобы визуализировать сцену, которую я хотел описать. Существует несколько сигналов опасности, которые сразу захватили бы мое внимание: внезапная боль, мое имя, произнесенное вслух, запах дыма или запах пищи (если я голоден). Предпочитаемые репрезентативные системы. Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя обращаем внимание на один канал больше, чем на другой, в зависимости от того, что мы делаем. В художественной галерее мы будем использовать большей частью свои глаза, на концерте — свои уши. И что удивительно, так это то, что когда мы думаем, мы имеем склонность благоволить по отношению к одной, может быть, двум репрезентативным системам независимо от того, о чем мы думаем. Мы способны использовать все системы, но к возрасту 11 или 12 лет мы уже имеем явные предпочтения. Многие люди могут создавать ясные мысленные образы и думать главным образом картинками. Другие находят эту точку зрения трудной. Они могут долго толковать сами с собой, тогда как другие основывают свои действия большей частью на своих ощущениях по отношению к ситуации. Когда человек имеет тенденцию использовать традиционно один внутренний канал восприятия, то этот канал называется его предпочитаемой или первичной системой. Вероятно, он оказывается более проницательным и способным делать более тонкие различения именно в этой системе, а не в других. Это значит, что некоторые люди оказываются естественным образом более «талантливыми» в отдельных задачах и имениях. Они научились и стали более искусными экспертами в использовании одного или двух внутренних каналов восприятия. Иногда какая нибудь репрезентативная система является не столь хорошо развитой, и это делает освоение определенных умений более трудным. Например, музыка оказывается трудным искусством, если нет способности отчетливо слышать звуки. Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от того, что вы хотите сделать. Атлеты нуждаются в хорошо развитом кинестетическом осознании; трудно стать хорошим архитектором, не имея способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки. Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из них для решаемой задачи. Различные направления психотерапии проявляют склонность к различным репрезентативным системам. Телесно ориентированная терапия изначально кинестетична, психоанализ является преимущественно вербальным и аудиальным. Арт — терапия и символизм Юнга представляют собой примеры терапий, базирующихся более на визуальной репрезентативной системе. Языки и репрезентативные системы. Мы используем язык для того, чтобы передавать другим свои мысли, так что неудивительно, что те слова, которые мы используем, отражают тот способ, которым мы думаем. Джон Гриндер рассказывает о том времени, когда они с Ричардом Бэндлером жили в загородном доме и вели группы по гештальт терапии. Ричарда рассмешил один человек, который сказал: «Я вижу, что вы говорите» — Подумай об этом буквально, — сказал Ричард. — Что бы это могло значить? — Ну хорошо, — ответил Джон. — Разберем это дословно, Предпо ложим, это означает, что этот человек создает образы из значения слов, которые ты произносишь. Это была интересная идея. Когда они пришли в группу, "они сразу же попробовали совершенно новую процедуру. Они взяли зеленые, желтые и красные карточки и обошли всех людей группы, спрашивая их о том, с какой целью они сюда пришли. Те люди, которые использовали много слов и выражений, описывающих ощущения, получили желтые карточки. Те, кто употреблял много слов и фраз, описывающих слушание и звуки, получили зеленые карточки. Те же представители группы, которые использовали слова и фразы, преимущественно имеющие отношение к видению, получили красные карточки. Затем следовало очень простое упражнение. Люди с совпадающим цветом карточек должны были сесть поговорить друг с другом в течение пяти минут. Затем они пересаживались и разговаривали с каким нибудь обладателем карточки другого цвета. Различия, которые они наблюдали в общении между людьми, были удивительными. Люди с одним и тем же цветом карточек устанавливали раппорт значительно лучше. Гриндер и Бэндлер подумали, что это завораживает и наводит на определенные мысли. Предикаты. Мы используем слова, чтобы описать наши мысли, таким образом, наш выбор слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем. Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу. Первый может отметить, как много он увидел в этой книге, как хорошо подобраны примеры, иллюстрирующие примеры, и что она написана с блеском . Другому может не понравиться тон книги, ее резкий стиль. Он, фактически, не смог настроится на идеи автора и хотел бы потолковать с ним об этом. Третий почувствует, что предмет разбирается очень взвешенно . Ему импонирует манера, в которой автор затронул все ключевые моменты, и он легко ухватит все новые идеи. Он чувствует симпатию по отношению к автору. Они все читали одну и ту же книгу. Вы заметите, что каждый из них выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того, что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит картинками , второй звуками , третий ощущениями . Эти сенсорно определенные слова: прилагательные, наречия и глаголы — называются в гипнозе предикатами . Привычное использование одного вида предикатов будет указывать на предпочитаемую репрезентативную систему человека. Можно найти предпочитаемую систему автора любой книги, обратив внимание на тот язык, которым он пользуется. Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом. Такие слова, как «понимать», «объяснять», «думать», "процесс " не являются сенсорно определенными и, следовательно, оказываются нейтральными по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают предпочтение именно нейтральным, а не сенсорно определенным словам, вероятно, неосознанно понимая, что сенсорно определенные слова оказываются более личностными по отношению к автору и читателю и, следовательно, менее «объективными». Однако нейтральные слова будут переводиться читателем различными способами (кинестетичным, аудиальным и визуальным) и положат начало множеству академических споров, зачастую по поводу значения этих слов. Каждый будет уверен в том, что он прав. Возможно, вам захочется узнать на будущее, какого рода слова вы предпочитаете в обычных разговорах. Поразительно бывает слушать других и открывать для себя, каким сенсорно определенным языком они предпочитают пользоваться. Тем из вас, кто предпочитает думать картинками, может нравиться обнаруживать образцы красочного языка у окружающих вас людей. Если вы думаете кинестетически, то сможете ухватить тот способ, которым люди добиваются успеха, а если вы думаете звуками, мы попросили бы вас прислушаться внимательно и настроиться на то, как разные люди говорят. Установление раппорта имеет важные приложения. Секрет хорошей коммуникации заключается не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите. Чтобы создать раппорт, подстройтесь к предикатам другого человека. Вы будете говорить на его языке, и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них. Успех будет зависеть, во первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И, во вторых, от того, имеете ли вы до статочный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта. Вы, скорее всего, установите раппорт с человеком, который думает тем же самым способом, что и вы, и вы обнаружите это, прислушиваясь к тем словам, которые употребляет ваш партнер, независимо от того, соглашаетесь вы с ним или нет. Возможно, вы настроитесь на одну волну или посмотрите друг другу глаза в глаза, достигая устойчивого понимания. Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалистам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами. Глазные сигналы доступа. Легко обнаружить, когда человек думает картинками, звуками или ощущениями. Существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле, когда мы думаем различными способами. Способ нашего мышления оказывает влияние на наше тело, а то, как мы используем наше тело, действует на то, как мы думаем. Что первым бросается вам в глаза, когда вы открываете входную дверь вашего дома? Чтобы ответить на этот вопрос, вы, вероятно, посмотрели вверх и влево от себя. Именно так, глядя вверх и влево большинство правшей вспоминает зрительные образы. Теперь представьте себе, что бы вы почувствовали, если бы вельветовая ткань касалась вашей кожи? Сейчас вы, наверное, посмотрели вниз и вправо, что является для большинства людей способом обратиться к своим ощущениям. Мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в зависимости от того, как мы думаем. Неврологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активацией различных частей головного мозга. Эти движения называются латеральными глазными движениями в литературе по неврологии. В гипнозе они называются глазными сигналами доступа, потому что они являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации. Существует определенная внутренняя связь между движениями глаз и репрезентативными системами, поскольку одни и те же паттерны оказываются распространенными во всем мире (за исключением района проживания басков в Испании). Когда мы визуализируем (представляем) что то из нашего прошлого опыта, наши глаза имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся «вообразить» себе нечто такое, чего никогда раньше не видели, наши глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда вы вспоминаете звуки и по горизонтали вправо при конструировании звуков. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда вы разговариваете, сами с собой, ваши глаза чаще всего находятся внизу слева. Расфокусированный взгляд пря мо перед собой, когда собеседник смотрит на вас и не видит вас, тоже говорит о визуализации. Глазные сигналы доступа устойчивы для одного человека. Иногда они будут смотреть влево вниз, ощущая, и вправо вниз, прослушивая внутренний диалог. Всегда существуют исключения — будьте внимательны в применении к людям этих общих правил. Ответ ищите не в обобщении, а в том человеке, который перед вами находится. Хотя в процессе мышления Вы можете сознательно двигать глазами в любом направлении, получение доступа к определенной репрезентативной системе оказывается, в общем случае, значительно более легким, если вы используете подходящее естественные движения глаз. Они представляют собой инструменты тонкой настройки вашего мозга на опре деленную репрезентативную систему. Если вы хотите вспомнить то, что вы видели вчера, легче всего будет посмотреть вверх влево или зафиксировать взгляд прямо перед собой. Трудно вспоминать образы, глядя вниз. Мы обычно не осознаем свои латеральные движения глаз, и не существует причин, заставляющих нас это делать, но «высматривать» информацию в правильном месте — это полезное умение. Сигналы доступа позволяют нам узнать, как другой человек думает. Один из способов такого наблюдения заключается в том, чтобы задавать вопросы и следить за движениями глаз, а не за ответами. Например, если я спрошу. «Какого цвета покрытие на вашем диване?» — то вам придется визуализировать это покрытие, чтобы дать ответ, независимо от того, какого цвета оно на самом деле. Мыслительный процесс — вот что имеет значение, а не сам ответ. Нет необходимости в том, чтобы получать словесный ответ. О некоторых вопросах можно думать различными способами. Например, чтобы подсчитать количество насечек на краю монеты в 5 рублей, вы можете мысленно увидеть монету и подсчитать насечки, или, по другому, вы можете подсчитать их, мысленно трогая края монеты. Так, если вы задали вопрос, который должен вызывать визуализацию, но сигналы доступа говорят о другом, то это признак гибкости и креативности человека. Это не означает с необходимостью, что паттерны сигналов доступа неправильные или что данный человек «неправильный» Если сомневаетесь, спросите. «Как вы подумали?» Движения глаз происходят очень быстро, и вам следует быть наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, отвечая на аудиальный вопрос о самой громко скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук. Возможно, он будет вынужден сделать это несколько раз, прежде чем даст ответ. Часто человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на вопрос. Тот, у кого ведущая система — визуальная, обычно будет создавать картинки различных ситуаций при ответе на аудиальные и кинестетические вопросы, прежде чем услышит звуки или восстановит ощущения. Повторим то же самое, но коротко. И так, для простоты восприятия, людей можно поделить на три сенсорные репрезентативные системы, т.е. модальности: — Визуалисты (те, кто преимущественно мыслят образами) — аудиалисты (те, кто преимущественно мыслят словами) — кинестетики (те, кто преимущественно мыслят чувствами) Люди опираются на свою ведущую модальность не только с помощью стратегии мышления, но и с помощью речи и поведения. Люди не точно будут понимать друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей; использование одной общей модальности поможет вам обрести понимание и доверительные отношения на сознательном и подсознательном уровне. Узнать о ведущей модальности субъекта можно по употреблению им слов предикатов, по некоторым физиологическим особенностям или по движению глаз. По словам предикатам: Любой человек в своей речи будет произносить большинство наречий, глаголов, прилагательных, т. е. слов предикатов связанных с его ведущей модальностью. Характерные слова для ведущей модальности: Неопределенные (В)изуальные (А)удиальные (К)инестетические Понять смысл (В) Увидеть главное (А) Услышать основное (К) Уловить суть Проигнорировать (В) Проглядеть (А) Не услышать (К) Упустить Плохой (В) Некрасивый (А) Неблагозвучный (К) Неприятный Известный человек (В) Яркая личность (А) Громкое имя (К) Сильная личность Обдумаем (В) Посмотрим (А) Обговорим (К) Прикинем Объяснить (В) Показать (А) Рассказать (К) Продемонстрировать Осознать (В) Просмотреть (А) Прослушать (К) Прочувствовать Все правильно (В) Красиво выглядит (А) Хорошо звучит (К) Гладко выходит Быть внимательным (В) Осматриваться (А) Прислушиваться (К) Заострить внимание Установка (В) Перспектива, точка зрения (А) Комментарий, мнение (К) Направленность, уклон, стойка Обдумать (В) Осветить (А) Обговорить (К) Прочувствовать Проявлять настойчивость (В) Высматривать, Выслеживать (А) Выслушивать,подслушивать (К) Добиваться, упорствовать, держаться Продемонстрировать (В) Показать (А) Объяснить (К) Раскидать, вытащить, рассортировать Испускать что либо (В) Сиять, лучиться, искриться (А) Звучать, резонировать (К) Дрожать, вибрировать Отсутствовать (В) Быть пустым, чистым (А) Быть оглушенным, безмолвным (К) Онеметь, замереть Обычный, привычный (В) Тусклый (А) Однозвучный, приглушенный (К) Вялый, дряблый, безвкусный Занятный, привлекающий внимание (В) Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза (А) Громкий, оглушительный (К) Прилипчивый, упорный, поразительный Быть внимательным (В) Присматриваться, приглядываться (А) Прислушиваться (К) Беспокоиться, волноваться Игнорировать (В) Упускать из виду (А) Не услышать (К) Не почувствовать, пропустить Сделать заметным, привлекающим внимание (В) Выставить на вид, проявить (А) Провозгласить, оглашать (К) Выдвигать вперед, выставлять Замечать (В) Осматривать (А) Вслушиваться (К) Вчувствоваться Воспроизвести, повторить (В) Сделать обзор, Просмотреть, Обозреть (А) Обговорить, проговорить (К) Пройтись по…, прогнать Изложить (В) Показать (А) Рассказать (К) Провести Придумать (В) Вообразить (А) Припомнить звучание (К) Ухватить, охватить Напомнить о чем либо (В) Выглядеть знакомым (А) Согласовываться с чем либо, быть созвучным (К) Состыковываться, соприкасаться Привлечь внимание к чему либо (В) Указать (А) Намекнуть (К) Коснуться Лишенный ощущений (В) Слепой (А) Глухой (К) Бесчувственный Давайте обдумаем (В) Давайте рассмотрим (А) Давайте обговорим (К) Давайте прикинем По некоторым особенностям личности: ПОЗА (В) Прямая, расправленная, голова приподнята. (К) Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед. (А) Голова набок, “телефонная поза”, посадка прямая. ТИП ТЕЛА (В) Как “тощий”, так и “полный”. (К) Пухлый, округлый, мягкий. (А) Четкой зависимости нет. ФОРМА ГУБ (В) Тонкие, узкие. (К) Пухлые, мягкие. (А) Различная. ДЫХАНИЕ (В) Верхнее. (К) Нижнее, брюшное. (А) Полное. ДВИЖЕНИЯ (В) Немного скованные, на уровне верхней части туловища. (К) Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища. (А) Небольшие, на среднем уровне. ГОЛОС (В) Высокий, звонкий, быстрый, громкий. (К) Низкий, густой, медленный. (А) Мелодичный, выразительный, меняющийся. НАПРАВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДА (В) В глаза собеседнику. (К) Вниз. (А) Глаза опущены. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ (В) Посмотреть, чтобы услышать. (К) Касаться важнее, нежели смотреть. (А) Чтобы услышать, не смотри. ДИСТАНЦИЯ (В) Большая, чтобы видеть, прикосновений не любят. (К) Очень близкая, чтобы коснуться. (А) Небольшая, но предохраняются от прикосновений. ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА (В) Не хотят быть ниже собеседника. (К) Из стресса выходят, беря вину на себя. (А) Очень многословны, нет риторических вопросов. “ГЛАВНОЕ” СЛОВО (В) КРАСИВО (К) УДОБНО (А) ГАРМОНИЧНО По движению глаз: Б. Распознание способа обработки информации Движения глаз любого человека способны рассказать не только о его модальности, но и о том, как он работает с текущей информацией. Рассмотрим 9 направлений взгляда и их рекомендуемую расшифровку: — направо вверх — визуальное конструирование (ВК); — прямо вверх — визуальное воспоминание (ВВ); — налево вверх — визуальное воспоминание (ВВ); — налево вбок — аудиальные воспоминания (АВ); — налево вниз — внутренний диалог, контроль речи (ВД); — прямо вниз — кинестетические представления (КП); — направо вниз — кинестетические представления (КП); — направо вбок — аудиальное конструирование (АК); — прямо вперед — визуальные представления (ВП), «навязанные» извне или берущиеся из памяти. (Для облегчения ориентаций удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой.) При столкновении с левшой, прослеживаемая картина, как правило, зеркально противоположна. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились — неприятное аудиальное воспоминание о чем либо… или расширились — приятное воспоминание о чем либо…). Общаясь с визави вам необходимо научиться определять его ведущую модальность, после чего вы должны научиться присоединяться с помощью его слов предикатов, т.е. делать свою речь такой, чтобы собеседнику было удобно и легко вас воспринимать. Упражнения. 3.1 Определите свою ведущую репрезентативную систему (модальность). Мысленно ответе себе, по каким признакам вы узнали, что именно к этой модальности вы относитесь? На что первое вы обратили внимание, когда определяли свою модальность? Проанализируйте себя и дайте еще раз себе четкий ответ, к какой все таки репрезентативной системе вы относитесь? 3.2 Наблюдая за знакомыми и не знакомыми людьми, старайтесь определить к какой репрезентативной системе они относятся. Внимательно наблюдайте и анализируйте все признаки проявления их ведущей модальности. Еще раз мысленно дайте четкое заключение о их ведущей модальности. 3.2. Общаясь с собеседником, говорите только на его языке ведущей модальности. Блокируйте все свое желание перейти на свою привычную речь репрезентативной системы… Календарный порядок. Упражнение 3.1 выполнять один день, затем три дня выполняется упражнение 3.2, далее три дня следует выполнять упражнение 3.3. Упражнение считается выполненным, когда вы можете свободно определить модальность собеседника и подстроится к его речевым предикатам. Урок 4 Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками… Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. Голос и речь гипнотизера. Голос играет огромную роль в жизни гипнотизера. Именно его голос помогает вводить субъекта в гипнотическое состояние. Поэтому очень важно, что бы при погружении в гипноз состояние в голосе звучали чувства состояния, обозначенные в содержании слов. Ваша речь должна быть проникнута тем настроем, который вы пытаетесь передать визави. Ваши слова должны быть в первую очередь продуманными, понятными, доступными, обладать впечатляющей смысловой глубиной. Ваш голос должен быть не просто звуком, проговариваемым без чувств, а нести значение реальности условного раздражителя. Говорить следует не торопясь, делая соответствующие паузы между фразами и предложениями, говорить так словно завораживая собеседника. Голос гипнотизера должен быть хорошо модулированным (нужно уметь переходить из тона в тон), быть чистым, сильным и приятным. Гипнотизер должен говорить отчетливо и убедительно, не спеша и не распространяясь, выражаясь кратко, просто и понятно. Голос не должен быть пронзительным и в то же время он не должен быть замогильным. Как те, так и другие звуки одинаково не нравятся. Гипнотизер должен найти для себя средний голос и держать его. Голос должен быть медленный, мелодичный, модулированный. Гипнотизер должен уметь приспосабливаться к характеру, вкусам и занятиям внушаемого и выражать понимание его позиции и состояния интонацией своего голоса. Ритмически упорядоченная речь вводит человека и действующего на него гипнотизера в то рабочее состояние, которое способствует установлению контакта, который необходимо поддерживать в течение всего гипнотического воздействия. Помимо голоса гипнотизер должен знать и уметь применять еще два правила: 1. Говорить без отрицаний. 2. Говорить неопределенно. Речь без отрицаний. Когда вы будете предлагать визави погрузиться в некоторое переживание, или когда вы будете описывать в своей речи некоторые ощущения, которые вы намерены вызвать у него, вам следует говорить о том, что он должен делать, а не о том, чего визави делать не должен. У отрицаний есть интересное свойство: они существуют в нашем обыденном языке — языке сознания, но не в подсознании. Для подсознания отрицания ничего не значат. Чтобы проиллюстрировать этот научный факт, сделайте простое упражнение. Точнее, хорошо подумайте и ответьте себе на один вопрос: что вы представляете, что воображаете или чувствуете внутри себя, когда слышите фразу: «Собака не гонится за кошкой»? Скорее всего, вы увидите некоторую внутреннюю картинку, содержанием которой могут быть такие сюжеты: — Собака стоит, и кошка тоже стоит; — Либо собака спокойно идет, и кошка тоже спокойно идет, не обращая внимания на собаку; — Либо собака все таки гонится за кошкой, но потом они обе исчезают. Таким образом, фраза, имеющая смысл для вашего сознания, для вашего логического мышления, не имеет никакого смысла для вашего подсознания, для вашего внутреннего мира. И, следовательно, вместо того, чтобы говорить: «У вас нет этого, этого, и того тоже нет» — лучше сказать о том, что должно быть, о том, что есть. Если вы говорите нечто вроде «вас ничто не беспокоит, не тревожит» и т. д., то на самом деле вы предлагаете визави сначала побеспокоиться, потревожиться, а потом каким то способом понять, что этого делать не нужно, и тогда уже убрать беспокойство и тревогу. Не
Конструктор сайтов - uCoz